Камелия


Главная » 2015 » Июнь » 18 » Все о кризисе подросткового возраста

 

13:44
Все о кризисе подросткового возраста


Они уже не дети, но они еще и не взрослые — они, кажется, оказались в каком-то необыкновенном и странном мире, где ничего не понятно и все как-то странно и зыбко… Внешность? То прелесть, то ужас. Настроение? То «всех обожаю», то «любого прибью». Желания? То хочется свернуть горы и изменить весь мир, то единственная цель — полежать на диване в полном одиночестве…

Продолжать можно еще долго, потому что речь о подростках, то есть о тех юных людях, которые совсем недавно агукали в кружевных конвертах, учились строить пирамидки из разноцветных кубиков и собирали свой первый школьный ранец. Речь о тех, кто совсем скоро будет строить города и создавать новые духи, кто будет руководить огромными корпорациями и выращивать хлеб, кто будет неделями пропадать на полигонах и кто будет вытирать мокрые носы новым детсадовцам…

А пока что наше светлое будущее выматывает нервы всем, кому показывается на глаза, и пытается отвоевать свое право быть взрослым, но так, чтобы иногда побыть еще ребенком. Что это? Некоторые взрослые считают это распущенностью, вседозволенностью, невоспитанностью, но при этом забывают, что практически все подростки проходят этот путь и что даже самые благовоспитанные родители когда-то тоже были подростками, у которых были те же самые проблемы.

Подростковый возраст и его периоды

Подростковый период формирования человеческой личности часто называют переходным возрастом, трудным возрастом, периодом полового созревания или пубертатным периодом. Так что же такое, этот непонятный и сложный возраст, который никто не может обойти и который почему-то очень быстро забывается?

Название «пубертатный период», которое может считаться синонимом выражений «трудный возраст» или «переходный возраст», происходит от латинских слов pubertas, pubertalis, которые обозначают понятия «период полового созревания», «половая зрелость», «возмужалость». В эти понятия, как бы их не называли, включаются стадии и биологического созревания человека, и социально-психологического развития каждой личности.

Временные рамки этого периода не могут считаться чем-то одинаковым абсолютно для всех и имеют индивидуальные различия. Однако ученые (психологи, врачи, педагоги) называют средние временные показатели «трудного» возраста.

Внимание! Классификация подросткового возраста имеет очень существенное значение и для юриспруденции, поскольку за разные правонарушения и уголовные преступления ответственность наступает в разном возрасте. Кроме того, подростки могут принимать некоторые самостоятельные решения о своей жизни, то есть приобретают частичную дееспособность, тоже с разного возраста.

У девочек пубертатный период начинается в возрасте от десяти до двенадцати лет и длится практически до шестнадцатилетия. А у мальчиков эти сроки несколько сдвигаются — начало пубертатного периода приходится на возраст с двенадцати до четырнадцати лет, а длится этот трудный и непредсказуемый возраст практически до совершеннолетия, то есть до восемнадцати лет. Именно эта разница и лежит в основе утверждения, что девочки развиваются раньше, и это полностью соответствует действительности.

Интересно! Исследователи из Австралии провели ряд исследований и пришли к выводу, что в современном обществе общепринятые рамки подросткового возраста могут быть несколько сдвинуты, поскольку чаще всего молодые люди становятся действительно взрослыми уже после двадцати лет — примерно к возрасту 24 года.

Насколько точны эти временные рамки? Безусловно, каждый подросток проживает этот период по-своему и в свое время, и временные рамки могут быть названы только ориентировочно и весьма приблизительно, но родители должны быть готовы, что в определенном возрасте их ласковые и всегда сговорчивые малыши могут превратиться в колючих и ершистых существ, которые отрицают даже то, что сахар сладкий, и настроение у которых меняется по сто раз на дню. Мамы часто вспоминают свое состояние во время беременности, однако насколько справедливо такое сравнение?

Необходимо еще раз отметить, что в основе всех трудностей подросткового возраста лежит половое созревание, то есть гормональные изменения, которые происходят в организме ребенка. Так что сравнение с состоянием нервной системы беременной женщины в какой-то мере оправдано, поскольку и в том, и в другом случае дело в гормональной перестройке организма и в гормональной активности.

Другое дело, что беременная женщина — это взрослый человек, и точно знает, что с ней происходит и почему, а также знает, что на смену гормональным бурям во время беременности придет состояние умиротворения в период грудного вскармливания. А вот подростки не понимают, что с ними происходит, даже если и знают выражение «трудный возраст».

Кроме того, беременность длится девять месяцев, а пубертатный период может растянуться и на пять лет, и родители должны хорошо понимать, что в жизни их ребенка сейчас происходит настоящая смена эпох со всеми надлежащими и совершенно неизбежными катаклизмами и катастрофами.

У всех ли детей подростковый возраст проходит одинаково? Конечно же, не у всех. Да и главные трудности продолжаются не все годы переходного периода. Однако главная задача родителей — понимать, что происходит с их ребенком, и помочь справиться с этим сложнейшим периодом в жизни, когда происходит физическое, умственное, нравственное и социальное становление молодого человека, а также активно формируются моральные и социальные устои личности.

Некоторые особенности психологии подросткового возраста

В психологии и в педагогике особенности психологии подростков принято называть подростковым комплексом. Что же подразумевается под этими словами, то есть на какие особенности подростковой психологии следует действительно обратить серьезное внимание?

Часто подростковый комплекс дает о себе знать повышенным интересом к внешности, причем этот интерес сочетается с особой чувствительностью и с очень острой реакцией на оценку собственной внешности, но при этом с безапелляционными и нелицеприятными высказываниями по поводу внешности окружающих.

Психология подросткового возраста

Педагоги и психологи отмечают, что в подростках часто уживаются такие, казалось бы, несочетаемые качества, как повышенная внимательность и просто поразительная черствость по отношению к окружающим.

Часто подростки могут очень легко и практически мгновенно переходить от крайней застенчивости и закрытости к полнейшей раскованности, которая может граничить с развязностью.

Кроме того, подростковый комплекс отличается еще и тем, что стремление получить признание окружающих и максимально высокую оценку своих действий или мыслей может сочетаться с демонстративной независимостью и с показной самостоятельностью.

Характерны для подростков нежелание соглашаться с общепринятыми в обществе правилами, стремление отрицать общепринятые идеалы, постоянное противостояние любым авторитетам, которые сочетаются с готовностью практически обожествлять своих кумиров, когда те (с высокой долей вероятности) могут появиться в жизни юного человека; причем таким кумиром может быть и поп-звезда, и религиозный фанатик, и руководитель спортивной секции, и необыкновенная девочка из соседнего двора — абсолютно кто угодно.

Психологи и педагоги отмечают, что в подростке удивительным образом может сочетаться способность фантазировать, богатое воображение, лиризм и прагматичность, сухой расчет или сухое мудрствование, а нежность вполне способна тут же переходить в жестокость.

Если внимательно присмотреться к подростку, то становится совершенно понятно, что для подростков очень свойственна полярность психики, повышенная восприимчивость, ранимость, эмоциональность.

Что касается способности подростка к обучению, то тут ученые и педагоги-практики отмечают, что для подростков очень характерны и свойственны стремление к знаниям и к познанию мира и себя, пытливость и живость ума, стремление получить как можно больше самых разных сведений, навыков и умений, что, к сожалению, далеко не всегда проявляется во время школьных занятий.

Однако неоднократно отмечалось, что подростки совершенно не стремятся к какой-либо системе при получении знаний и могут легко «перепрыгивать» с одного увлечения на другое, бросать что-то одно, чтобы тут же заняться чем-то другим. Максимальные усилия подростки прилагают для освоения тех сфер и для получения тех знаний, которые кажутся им наиболее привлекательными, интересными и важными.

Неоднократно отмечено, что подростки часто бывают эмоционально неустойчивыми, у них резко и совершенно непредсказуемо меняется настроение, что объясняется гормональными всплесками в период активной гормональной перестройки организма. Бывает, что подросток, который только что казался весьма экзальтированным и чрезмерно эмоциональным, практически мгновенно впадает в заторможенное состояние, которое граничит с депрессивным.

Подростки категорически неприемлют попыток хоть каким-то образом ущемить их самолюбие, а также любых высказываний или поступков окружающих, которые хотя бы минимально могут напоминать такие попытки.

Интересно, что пики эмоциональной неустойчивости у девочек и у мальчиков не совпадают, причем на этот раз девочки от мальчиков отстают. Максимальная эмоциональная неустойчивость мальчиков отмечается в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет, а для девочек эта проблема становится особенно актуальной в промежутке с тринадцати до пятнадцати

Формирование самосознания подростка

Известно, что один из важнейших этапов формирования личности — это этап формирования самосознания, когда молодой человек учится осознавать свои потребности и соотносить их со своими возможностями, учится анализировать свои переживание, желания и мысли и делать выводы на основании выполненного анализа, а также осваивает очень важное умение отличать себя как личность от того, что эта личность делает.

Восприятие себя самого, то есть субъективное «Я», формируется у подростков преимущественно не на самооценке, а на мнении окружающих, причем часто даже тех, кто подростку не нравится. Но ведь бесспорный факт, что самооценка — это обязательный и неотъемлемый компонент самосознания. А именно самооценка у подростков, как говорится, хромает на обе ноги: то она занижена по совершенно непонятным причинам, то завышена, и тоже непонятно, почему именно.

Чтобы самосознание подрастающего и взрослеющего человека не было искалечено и деформировано, взрослые должны внимательно относиться к подростку и своевременно вносить коррективы в формирование восприятия подростком самого себя и своей неповторимости и уникальности в этом мире.

Интеллектуальное и эмоциональное формирование подростка

В подростковом возрасте продолжается эмоциональное и интеллектуальное формирование личности, которое началось практически сразу же после рождения, однако именно в подростковом возрасте формирование этих сторон личности особенно активно.

Формирование подростка на интеллектуальном и эмоциональном уровне

Педагоги и психологи неоднократно отмечали, что и эмоционально, и интеллектуально мальчики и девочки развиваются неодинаково.

Что касается мальчиков, то, как выяснилось в результате многих наблюдений, именно мальчикам гораздо проще абстрагироваться, поэтому у них лучше, чем у девочек, развито абстрактное мышление и восприятие. Как правило, мальчики имеют более широкий круг интересов и самых разных увлечений, которые иногда могут быть и совершенно неожиданными.

Но есть и другая сторона медали — несмотря на некоторые явные преимущества, мальчикам гораздо сложнее ориентироваться в реальной жизни и принимать безошибочные решения в ситуациях, которые встречаются в реальных обстоятельствах.

По поводу девочек неоднократно отмечено, что девочки более практичны, более реалистичны и более крепко стоят на ногах в обыденных житейских ситуациях. Кроме того, отмечается, что девочки умеют более ясно и отчетливо доносить до собеседника свою мысль, то есть словесно-речевая деятельность развита у девочек лучше, чем у мальчиков этого же возраста.

Отмечается и то, что девочки более остро и более болезненно реагируют на нелестные отзывы об их внешности, чем на такие же острые высказывания по поводу их сообразительности и интеллектуальных возможностей.

Интересно! Психологи отмечают, что и мальчики, и девочки, достигнув подросткового возраста, в одинаковой степени стараются проявлять самостоятельность практически во всех сферах жизни, однако брать на себя решения и ответственность за эти решения пока что ни девочки, ни мальчики не торопятся, полагаясь в сложных ситуациях на помощь взрослых.

Самооценка подростка и его стремление познать себя

Для любого подростка весьма характерно стремление познать себя и свои возможности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для любого подростка крайне важно понять, на что он способен, в чем он лучше других, чем он может выделиться на общем фоне. Взрослые должны помнить о том, что для подростков свойственен максимализм, то есть восприятие всего окружающего по максимуму и стремление достичь максимума во всем, что подростку интересно (надеяться, что это будет изучение, например, химии, совершенно не стоит, хотя и исключать этого тоже нельзя).

Самооценка подростка и подростковый кризис

Любой подросток пытается выяснить, где ему нет равных и где он будет несравненно лучше, чем другие. Для подростков очень часто характерны упорство, настойчивость, вера в свои силы и возможности, стремление добиться практически невозможного, включая пресловутое «перевернуть мир».

Такое сочетание черт характера может из любого человека сделать успешную личность и бесспорного лидера в своей отрасли, однако чаще всего реалии повседневности через какое-то время заставляют эти черты угаснуть и превращают весьма обнадеживающего подростка во вполне заурядного взрослого.

Очень важно, что практически любой подросток сравнивает себя с другими людьми, причем чаще всего происходит сравнение с кем-то из известных и успешных людей — именно таким образом формируются подростковые авторитеты, а то и кумиры. А важность формирования авторитетов переоценить действительно сложно, поскольку часто именно на этой основе будут сформированы личностные ценности и оценка себя как личности, что имеет огромное и неоспоримое влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

Кроме того, сравнивая себя и свои возможности с другими людьми, подросток определяет свои цели на и ближайшее время, и на отдаленное будущее, а именно эти цели и станут основой дальнейших поступков и решений.

И самооценка, и самовоспрятие любого подростка в очень значительной мере зависят от общения, причем как от общения со сверстниками, так и от общения со взрослыми. Именно общение с окружающими людьми корректирует самооценку любого человека и, тем более, самооценку подростка.

Очень важно понимать, что для любого подростка огромное значение имеет признание — и признание его умений, и признание его достоинств, и признание его правоты. Если подросток получает такое признание, то он становится вполне успешным взрослым, даже если идея перевернуть мир и отвергнута как неперспективная.

Однако если подросток не получает ни малейшего признания своих талантов, у него практически наверняка будут развиваться многие комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Имея же внутреннюю и даже неосознанную потребность компенсировать свои комплексы, подросток может бросать вызов обществу, шокируя всех своим, казалось бы, необъяснимым неадекватным поведением. Однако возможен и другой вариант, когда подросток становится нелюдимым и замыкается в себе, теряя любую, даже самую крошечную, веру в людей.

Коммуникативная сфера в жизни подростков

Сложно не согласиться, что совершенно особенное значение для любого человека и, тем более, для подростка, имеет коммуникативная сфера, то есть сфера общения между людьми, а также возможность и умение общаться. Именно в процессе общения (коммуникации) подросток получает знания, которые ему непременно понадобятся в жизни, причем эти необходимые знания далеко не ограничиваются школьными предметами.

Подростку очень важно научиться понимать принципы общения между людьми

Категория: Все о детях | Просмотров: 1837 | Добавил: leonova2101976 | Теги: Все о кризисе подросткового возраст
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Понедельник, 24.04.2017, 06:28
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст
Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст
Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст
Copyright MyCorp © 2017