Камелия


Главная » 2017 » Октябрь » 23 » Ошибки в развитии речи у ребенка-аутиста

 

06:36
Ошибки в развитии речи у ребенка-аутиста


В процессе занятий многие педагоги и родители предпочитают работать над словесной имитацией. Чтобы ребенок повторял звуки, слоги и слова.

И долгие часы занятий вкладываются в то, чтобы ребенок повторял "аааа", "оооо", "ииии", "мама". Чаще всего, интенсивная работа над звукоподражанием быстро приводит аутичного ребенка к фрустрации, и он начинает избегать таких упражнений, плакать, кусаться, или демонстрировать другое нежелательное поведение. В данном случае, взрослые часто ошибочно воспринимают навык словесной имитации, как первичный: "Если научится повторять, значит, заговорит". Но на практике это не так. Если навык повторения слогов и слов не развивается одновременно с навыком коммуникации, то даже, когда ребенок научился повторять "аааа", "оооо", "ииии", "мама", это не приводит к тому, что он начинает разговаривать, делиться впечатлениями, или отвечать на вопросы.
 

Следовательно, для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим - подходить к взрослому, требовать его внимания, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова) что ему необходимо, и получить желаемое. И именно в обучение этому навыку необходимо вкладывать усилия, т.к. благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими.

Дополнительная причина, по которой педагоги и родители избегают работы над этим навыком - это сложности с воссозданием ситуаций, в которых необходимо обучать обращаться с просьбой. Нам, взрослым, намного удобнее сидеть за столом, и раскладывать карточки, или требовать от ребенка "Повторяй "ааа"!", и намного менее удобно улавливать спонтанную мотивацию ребенка, и учить его просить "хочу бегать!" или "почу смотреть в окно". Или еще хуже - научить ребенка просить "перерыв" или отказаться от выполнения упражнения. "Как же, он тогда заниматься не будет!"

Следует помнить, что если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или само-агрессии. И  "аааа", "оооо", "ииии", "мама" здесь ему не помогут.
Отсюда, каждая программа по развитию речи должна включать работу над развитием навыка просьбы, и работа над Манд-реакциями должна вестись интенсивно и на постоянной основе.

Неправильная процедура переноса контроля и неправильное использование подсказок.

 


Для того, чтобы ребенок мог проговаривать слово, не только повторяя за взрослым, но и используя это слово для просьбы, или наименуя этим словом предмет, или отвечать на вопрос об этом речевом понятии, требуется правильно использовать процедуру переноса контроля. На практике часто происходит, что ребенок может повторять слоги "со", "ба", "ка", но не может произнести это слово, когда видит карточку с изображением собаки, или ответить на вопрос "Кто лает?". И тогда, когда от ребенка требуют наименовать карточку, ребенок ждет словесной подсказки, либо начинает угадывать, и произносить разные слова подряд, либо повторяет вопрос/эхолалит, либо демонстрирует нежелательное поведение и избегает требований.
Для того, чтобы помочь ребенку произносить слово в разных функциональных ситуациях, требуется проанализировать, какой вид подсказки будет наиболее эффективным в данном случае, и каким способом ее убрать. Часто визуальная подсказка (карточка, на которой написано слово) бывает более эффективным видом подсказки, а метод "Временная задержка подсказки" (Time delay) более эффективным, чем метод "От наибольшей до наименьшей" (Most-to Least). Также очень важно своевременное предоставление подсказки - сразу после основного стимула. Например, если показывать ребенку собаку, и одновременно с этим давать подсказку "Собака", ребенок повторит слово "собака", но данная реакция по-прежнему будет контролироваться подсказкой, а не основным стимулом - изображением собаки. Отсюда, сначала нужно показать основной стимул - изображение собаки, и только потом давать подсказку.

Отсутствие поведенческого момента
В виду того, что появление экспрессивной речи у ребенка является целью занятий, педагоги часто начинают занятие именно с этого - показывают ребенку карточки, и требуют их называть, или требуют повторять слова и слоги, или сразу же отвечать на вопросы. Но для аутичного ребенка, у которого затруднения именно в этой сфере, часто бывает сложно включиться, и он либо ничего не произносит - замолкает, отгораживается, либо демонстрирует нежелательное поведение и плачет. Для того, чтобы ребенок включился и сотрудничал в процессе этих упражнений, желательно начинать занятие с других, более легких и мотивационных зданий. А если ребенок в процессе упражнения на наименование или звукоподражание вдруг прекращает реагировать, или избегает требований, можно быстро сменить направление работы - вместо наименования карточек тренировать различение карточек, вместо словесной имитации переключиться на моторную имитацию. В данных упражнениях педагог может использовать физические подсказки, помочь ребенку включиться, и как только ребенок начинает самостоятельно выполнять нужные действия, переключиться снова на экспрессивные задания. Также очень полезно в процессе занятий использовать "Смешанные блоки", и быстро перемежать разные упражнения (делать, своего рода "Микс" из разных упражнений). Тогда ребенок меньше утомляется, лучше сосредоточен, и быстрее достигает желаемых результатов.

Отсутствие поощрений приближенной реакции.
Многие педагоги не знакомы с методом постепенного формирования реакций (Shaping). Требуя от ребенка идеальной реакции, которую ребенок не может выполнить, а иногда и не используя подсказок, для того чтобы помочь, они доводят ребенка до фрустрации, и обучение заканчивается истерикой. Метод формирования реакции заключается в том, чтобы постепенно привести ребенка к выполнению желаемой реакции, усиливая приближенные формы реакции. Например, если на начальном этапе ребенок не может произнести слово "Пить", а говорит только "Ть", то все равно получает сок, который он просил. На следующем этапе, когда учитель дал подсказку "Пить", и ребенок сказал "Ить", то сразу же предоставляется сок. Теперь, если ребенок скажет "Ть", то сок не получит, а если улучшит реакцию, и скажет "Ить", то получит сок. Таким образом, более отдаленная форма реакции "Ть" угаснет, а приближенная форма реакции "Ить" закрепится. А уже на следующем этапе, таким же образом, сформируется и полная реакция "Пить", вместо "Ить".

Работа на речевыми навыками схожа с работой ювелира. Каждый речевой компонент - просьба, наименование, повторение, ответ на вопрос, понимание сложных двухкомпонентных инструкций, должен формироваться последовательно. Работа над некоторыми навыками не должна опережать формирование других навыков. Например, работа над ответами не вопросы не должна начинаться до того, как у ребенка закрепится некоторый запас наименований, а работа над наименованиями не должна начинаться, если у ребенка не сформирован навык просьбы и нет словесной имитации. А если у ребенка нет начальных навыков моторной имитации, начинать работу над словесной имитацией нецелесообразно, и это приведет к фрустрации. И если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно использовать речь и общаться. Необходимо проводить обучение речевым навыкам на основе оценки и выстраивать обучающий процесс последовательно и эффективно.

Просмотров: 36 | Добавил: leonova2101976 | Теги: Ошибки в развитии речи у ребенка-ау
Всего комментариев: 2
0
1  

0
2  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 22.11.2017, 04:52
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
 
 
Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст
Copyright MyCorp © 2017